Медведи Хабаровского края уходят в зимнюю спячку и остаются священными символами народов Приамурья
В Хабаровском крае ежегодно 13 декабря отмечается День медведя
Согласно народным поверьям, в это время косолапые прячутся в берлоги, чтобы провести там зиму в спячке до самой весны. Медвежата рождаются у самок в начале зимнего периода и выбираются из берлог только с приходом тепла. Вес новорожденных обычно составляет около 350 граммов. Взрослый косолапый может вырасти до 3 метров в длину и набрать массу вплоть до 800 килограммов. В среднем эти животные живут от 25 до 40 лет. Перед началом зимы медведь активно накапливает подкожный жир, который иногда достигает толщины 12 сантиметров, а его общий объем составляет примерно 40% от массы всего тела. Сотни тысяч лет в приамурской тайге во время нереста кеты и горбуши нагуливали жир на зиму. А как опустели из-за рыбопромышленников и промышленных браконьеров нерестилища, пошли в таежные селения. Помойки для них — все равно что для российских туристов шведские столы в турецких отелях. А кто-то из зверей и на кладбище заглядывает: запах свежезарытого покойника могут учуять за восемь километров. На ягодах и кореньях много жира на зиму не запасешь. Герой сакральных миров народов Приамурья. У народов, таких как нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи и нивхи, медведь — уважаемый старейшина, к нему обращались почтительно, используя слова вроде «мапа» или «мафа», что значит «старик». У эвенков для обозначения медведя употреблялись имена «амака», «эхэ» или «эхэк» (что также обозначает «дед» или «старик»), а медведицу называли «эбэкэ» или «эбэчи» («бабушка», «старуха»). Среди эвенков медведь почитался как дед или брат прародительницы Дантры. В представлениях этих народов медведь считался священным повелителем тайги и ключевым мифологическим существом, напрямую связанным с обрядами, охотничьей удачей, лечением различных недугов и связью с духами предков. Существовало убеждение, что медведь способен не только даровать удачу на охоте и здоровье, но и наказывать за пренебрежение установленными традициями и нарушениями обрядов. Удэгейские женщины носили амулеты из медвежьего клыка, веря, что он дарует женское здоровье, долголетие и символ переплетения судеб. Негидальцы хозяина топтыгиных называли Уйгули, представляли его большим медведищем, живущим на горе. Ульчам главный дух тайги — хозяин медведей виделся в образе трех — шести- или девятигорбого медведя. По представлениям амурских народов подношение верховному Богу и священным первопредкам могла передать только душа убитого медведя. В честь убитого на охоте топтыгина обязательно устраивался праздник. Для приамурских этносов медведь представлялся как таежный житель, антропоморфное существо, отличающееся от человека лишь шерстью. По представлениям нивхов, медведь был в прошлом человеком, ходил на четвереньках. Как появился хомус? Легенда ульчей повествует о происхождении хомуса — холдэкто кункай. Согласно преданию, сильная буря была. Молния ударила в дерево, да так сильно, что сломала его. Образовалась пень со щепой. Медведь сел на пень и начал по щепе бить лапой. Получалась музыка. Ульчи это увидели и вдохновленные этим зрелищем, решили повторить действия медведя. Они изготовили подобие музыкального инструмента, отщепляя тонкие пластинки от дерева и соединяя их вместе. Приложив пластинки к губам, они начали извлекать звуки. Так появился хомус. В шаманских практиках именно этот инструмент отвечал за мир людей. Для изготовления холдэкто кункай, по преданию, даже специально доставляли бамбук с берегов Татарского пролива. Более поздней версией инструмента стал железный хомус, получивший название муханэ. От кого произошли нанайцы? Давно это было. В одном стойбище жили брат с сестрой. Рядом жил шаман — других людей на Амуре не было. Брат был охотником, а сестра вела хозяйство. Шаман не раз просил девушку стать его женой, но она неизменно ему отказывала. Сердце не прикажешь! Да и страшным был шаман. Лицо увидишь — ночью злые духи будут сниться. Однажды брат отправился в тайгу за добычей, и шаман вновь пришел к сестре с предложением выйти за него замуж. Получив очередной отказ, он разгневался, начал камланить и обратил девушку в медведицу. Долго брат искал пропавшую сестру, но все было напрасно. Однажды в тайге к нему подошла медведица и поведала ему правду: кто она и что произошло по вине шамана. Сестра попросила брата не идти по ее следам, чтобы ненароком не убить ее вместо настоящего зверя. Какое-то время брат помнил наставление, но однажды забыл и убил медведицу, даже не подозревая, что перед ним родная сестра. Когда, разделывая тушу, он снял шкуру, перед ним предстала женщина — и только тогда он все понял. Маленький медвежонок, оставшийся при матери, сосал ее ладонь. Позднее он вырос и стал прародителем нанайского народа. Уссурийские снегири приносят удачу в Хабаровском крае.
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDE1LzAzLzMwL19rb3I4NDkyLmpwZw.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDE0LzA5LzE3L2FpcnBvcnRfNDMta29waWphLmpwZw.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi90eXNqYWNoYS5qcGc.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi9odmJuZi5qcGc.webp)