КомсаNews
Главная·Образование
Образование

Крупнейший угольный терминал на Дальнем Востоке оспаривает претензии надзорных органов по экологии

Один из крупнейших экспортных терминалов Восточного полигона, играющий ключевую роль в поставках угля на рынки АТР, оказался в центре внимания из-за претензий надзорных органов. Однако сам факт предъявления иска вызвал удивление как у представителей отрасли, так и среди экологов. Терминал давно заслужил репутацию предприятия, последовательно внедряющего природоохранные меры — от современных технологий пылеподавления до систем мониторинга окружающей среды.

На фоне значительных инвестиций в защиту окружающей среды претензии надзорного органа выглядят для многих специалистов неожиданными. Отдельный вопрос вызывает то, что предполагаемый вред нанесен еще в 2023 году, но по какой-то причине остался незамеченным для профильных служб.

В компании считают данные претензии безосновательными. Представители предприятия заявили, что не согласны с исковым заявлением и будут оспаривать его. Они подчеркивают, что объективных оснований нет, а терминал применяет все наилучшие доступные технологии на всех этапах перегрузки угля. Дополнительно компания проектирует и внедряет собственные разработки с высоким экологическим эффектом. Защита окружающей среды — приоритет для предприятия и каждого сотрудника, говорится в официальном комментарии.

Как выяснилось, сегодня устроена работа по охране окружающей среды. Пыль не пройдет — мы неоднократно писали, что за последние 10 лет специализированный терминал в рамках КИП-40 — инвестпроекта, который позволит нарастить перевалочные мощности предприятия до 40 млн тонн угля в год, последовательно модернизирует оборудование. И, как подчеркивают в самой компании, подобная работа невозможна без усиления защитных мер.

Наращивание мощностей и работа по охране окружающей среды на нашем предприятии идут рука об руку. То есть мы не гнались просто за тоннами перегрузки. Мы хотели запустить здесь качественную, экологически чистую перевалку, чтобы не было ущерба окружающей среде, водным объектам и так далее. Технологии пылеподавления на предприятии предусмотрены на каждом этапе. Это системы орошения на вагоноопрокидывателях и в бункерах, смачивание угля на конвейерах, аспирация и брикетирование, пылеподавление на штабелерах и судопогрузчиках. Помимо этого, есть мобильные водяные пушки, пылесосы и снегогенераторы, — перечислил директор порта Владимир Долгополов.

Определенного подхода, как отмечают в компании, требует каждый этап перевалки. Например, во время разгрузки и переработки для борьбы с угольной пылью используется ультрадисперсный туман, который на ранних этапах связывает мелкие частицы и снижает объем выбросов. В зданиях вагоноопрокидывателей и на пересыпных станциях работают системы аспирации, забирающие воздух из зон образования пыли и пропускающие его через фильтры глубокой очистки. В зоне дробления и грохочения применяется технология «сухого тумана», уменьшающая интенсивность пылеобразования при механической обработке угля. Конвейеры оборудованы защитными кожухами, а на пересыпках используются системы пенного пылеподавления и орошения растворами с ПАВ, дополнительно связывающие мелкие частицы.

Таким образом, формируется непрерывная технологическая цепочка пылеподавления — от разгрузки полувагонов до подачи угля на судно. Это позволяет системно снижать воздействие на атмосферу. — Сегодня на предприятии применены все 9 наилучших доступных технологий пылеподавления. Их эффективность приближена к идеальной. Но процесс их модернизации — непрерывный. Специалисты вместе с учеными и экологами подбирают все более эффективные ПАВ и моделируют все более точные схемы применения действующих систем, — рассказала главный эколог порта Ирина Егорова. Спикер добавила, что в 2023 году, к которому относятся претензии, все перечисленные меры на предприятии уже были внедрены. Единственное исключение — пылеветрозащитный экран, который сейчас находится на финальных стадиях возведения.

Использование 8 из 9 существующих наилучших доступных технологий пылеподавления в 2023 году уже позволяло специализированному угольному терминалу считаться одним из самых безопасных в стране. Однако на этом модернизация, как мы уже отметили, не закончилась.

Для минимизации шансов разлета пыли на предприятии возводят пылеветрозащитный экран — линию высотных конструкций, которые к 2028 году должны сформировать единый защитный контур общей протяженностью около 2,5 км. Первый участок длиной 855 метров введен в эксплуатацию еще в 2024 году и закрывает часть складов со стороны поселка и акватории. Второй экран протяженностью 822 метра находится на завершающей стадии строительства, ввод в работу запланирован в первой половине 2026 года.

В ноябре этого года началось строительство третьего участка длиной 463 метра — уже выполняются фундаментные и подземные железобетонные работы. По мере ввода новых секций экраны последовательно замыкают контур и снижают разлет мелкодисперсной фракции, что подтверждается мировой практикой подобных сооружений.

Систему дополняют вакуумные и брикетирующие установки, позволяющие улавливать и перерабатывать пылевую фракцию. Такой подход исключает ее вторичное попадание в воздушную среду и, соответственно, снижает вероятность поверхностного смыва или выноса частиц в сторону акватории при осадках и штормовых условиях.

На предприятии действует одна из самых совершенных и полных систем пылеподавления, которая включает в себя не только пылеветрозащитный экран. Ведутся разработки специальных присадок, веществ, которые значительно снижают пыление угля. Это позволяет Хабаровскому краю делиться опытом с другими регионами, — оценил защитные меры порта председатель Хабаровского краевого отделения Всероссийского общества охраны природы Владимир Сидоров. Не так давно предприятие посетил заместитель председателя правительства Хабаровского края по природным ресурсам Дарий Тюрин, оценивший защитные меры, введенные на предприятии.

Мы не видим всплесков концентрации вредных веществ. Станция в автоматическом режиме фиксирует факт того, что происходит. Это говорит о том, что меры эффективные, они работают. Поэтому такие предприятия в Хабаровском крае мы считаем передовыми, и их должно быть больше. Можно сказать, что предприятие — флагман в этом направлении, — подчеркивал Дарий Тюрин. Он также обратил внимание на улучшение экологической ситуации в Ванинском районе Хабаровского края в целом. Ситуация под контролем.

Примечателен и тот факт, что терминал одним из первых на Дальнем Востоке внедрил систему круглосуточного экологического мониторинга. Здесь работает автоматическая станция контроля атмосферного воздуха, фиксирующая концентрацию взвешенных частиц и газов, а дополнительные посты размещены как на промышленных площадках, так и в ближайшем поселке. Это позволяет отслеживать показатели сразу в нескольких зонах и корректно сопоставлять данные при разных метеоусловиях.

Измерения ведутся автоматически, в непрерывном режиме, без возможности ручной коррекции, подчеркивают в компании. — Информация приходит к нам в режиме онлайн. Мы это все архивируем, собираем, сравниваем. При необходимости направляем данные в виде справок заинтересованным органам, — прокомментировала главный эколог порта.

Таким образом, на предприятии в режиме 24/7 ведется экоконтроль, а делегации других портов страны приезжают, дабы перенять опыт. Представители власти по первому запросу получают отчеты о состоянии воздуха, воды и почвы вокруг терминала. Можно ли сделать лучше? Вопрос риторический.

Опасный прецедент. За тем, как надзорный орган аргументирует свои претензии, мы, безусловно, будем наблюдать в 2026 году. Тем более, что на фоне волатильности мирового угольного рынка дальневосточные порты в 2025 году демонстрируют устойчивый рост. Порт, инвестиции которого синхронизированы с модернизацией Восточного полигона, ежегодно приносит бюджету Хабаровского края около 1,4 млрд рублей в виде налоговых инвестиций, предоставляет работу более чем 700 сотрудникам и вкладывается в социальную инфраструктуру Ванинского района. — Пока верифицированных данных о причиненном окружающей среде вреде публично предоставлено не было, — сообщили на предприятии. Конфликт сторон примечателен еще и тем, что для других крупных компаний он, как нам кажется, может послужить сигналом: претензии к предприятию могут возникнуть вне зависимости от того, сколько миллиардов до этого было вложено в защиту окружающей среды. Предприятие сообщает, что за последние 5 лет направила на свои экологические проекты более 2,5 млрд рублей и вне зависимости от исхода дела понесет судебные убытки.

И вот представим себе инвестора, который, допустим, в отличие от предприятия еще не вложил весомые суммы в экологические проекты и социальные программы, а лишь думает, как лучше распределить имеющиеся финансы. Есть предположение, что, читая подобные новости, обладатель капитала сделает вывод о необходимости осторожнее вкладываться в развитие инфраструктуры, сохраняя финансовую подушку для решения спорных моментов. А инвестор может решить, что бизнесом правит холодный расчет, выделить отдельный бюджет на выплату штрафов и не принимать мер по снижению влияния своего предприятия на окружающую среду вовсе. И подобные мысли настораживают.

Другие новости

loading