Ульчи Хабаровского края возрождают свадебные традиции предков
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMS95YW5kZXhhcnQtZmJ2Y2Rqb3VpdW5tMWx0NmhsOG8uanBlZw.webp)
В ульчской культуре рождение мальчика ослабляло силу брачного соглашения, поскольку мужчины имели столько жен, сколько могли прокормить
В хозяйстве всегда требовались дополнительные рабочие руки. Во время путины работали все. Чем больше заготавливали юколы, тем лучше переживали голодную зиму. Ульчские охотники, отправляясь в Китай торговать соболиными шкурами, иногда похищали девушек из китайских или нанайских деревень. Это считалось выгодным решением, так как не требовалось платить калым за невесту. Свадебный обряд у ульчей был значимым событием для всего стойбища. Девочка с ранних лет вместе с матерью или бабушкой начинала готовить собственное приданое, ведь к торжеству следовало подготовить пять праздничных халатов, которые надевались друг на друга. Каждый халат богато украшался вышивкой, где важнейшей составляющей орнамента становилось изображение рода — родового дерева с птицами, символами будущих детей. Наряд жениха также украшался щедро: мать и сестры тщательно расшивали его халат, широкий пояс, головной убор и унты, добавляя декор для оберега молодоженов от невзгод и для привлечения удачи и гармонии в семью. Ульчская свадебная церемония состояла из нескольких ключевых этапов: предварительные переговоры о браке, торжественная трапеза и смена места жительства невесты. После достижения взаимопонимания между сторонами происходило согласование даты свадебного торжества. Традиционно свадебные празднества длились три дня. В первую очередь происходил сбор приглашенных в жилище будущей жены, а затем — в доме будущего мужа. В обоих местах совершались ритуальные подношения духам предков и верховному небесному богу Ба Эндури. Эти обряды были призваны заручиться поддержкой покровителей семьи и богов для благополучного союза. Празднование, продолжавшееся несколько дней, подчеркивало важность события и его значение для обеих семей. Свадебные ритуалы отражали веру в духовный мир и необходимость его благословения для новой семьи. В национальном селе Булава — центре ульчской культуры — состоялись съемки традиционного ульчского свадебного обряда. Мероприятие прошло в рамках проекта «Свадьбы народов России», реализуемого под кураторством Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и при поддержке МИД России. Площадкой для съемок стала Булавинская школа искусств. В постановке приняло участие 26 человек, среди которых — глава села Надежда Росугбу, исполнившая роль матери жениха. Отец жениха был сыгран знаменитым мастером декоративно-прикладного искусства Иваном Росугбу, а его супруга Светлана перевоплотилась в родственницу невесты; примечательно, что съемки совпали с днем ее рождения, — рассказали в администрации Ульчского района. Образы молодых супругов воплотили Илья и Зальвина Пластины, прожившие вместе более десяти лет и воспитывающие сына и дочь. Несмотря на официальный брак, настоящую свадьбу они не устраивали, и поэтому с радостью откликнулись на приглашение поучаствовать в этом проекте. Оба они являются участниками ансамбля «Гива» — первого ансамбля КМНС на Дальнем Востоке. К участию в съемках присоединились сотрудники Булавинской детской школы искусств. Ульчские традиционные блюда были подготовлены Лилией Куйсали, Надеждой Сафаргалеевой, коллективом школы искусств, а также Майей Агдумсал — представительницей Центра национальной культуры села Булава. Одежда жениха и невесты взята из авторской коллекции Булавинской детской школы искусств, созданной Лилией Куйсали и Надеждой Сафаргалеевой. Организация поездки съемочной группы в Ульчский район была осуществлена при поддержке правительства и министерства культуры Хабаровского края, а также при содействии Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края. Комитет по культуре, молодежной политике и спорту администрации Ульчского района обеспечил участие в проекте этнографа-куратора Мадо Дечули. Основной задачей проекта является сохранение и наглядная реконструкция свадебных традиций различных народов, которые представляют собой нематериальное культурное наследие. Через освещение свадебных ритуалов проект стремится подчеркнуть уникальность культур и их самобытность, показывая, насколько важна для каждого народа ценность семьи, — рассказал Денис Князев, инициатор проекта «Свадьбы народов России». В перспективе команда намерена выпустить иллюстрированную книгу, в которую войдут традиции ульчской свадьбы, а также подготовить публикацию для журнала «Вестник ЮНЕСКО». Напомним, что ранее состоялись фотосъемки нанайской свадебной церемонии.
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDE1LzExLzE3L2tvel8zMTE1LmpwZw.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMS84b2pvZ3M2dTVka2NkNXp1cmFucmZlc24wZmp5aTc1a21kNTlkOHRmaXEzZS1uOXgyNHl3bnp6ZndwN244NDRxc3VwODR1cmwtcnpmeG4yb2hlM3NxOHY5LmpwZw.webp)