Кафе, из которого не было выхода: 25-я годовщина трагедии в «Чародейке»
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8yL3NuaW1vay1la3JhbmEtMjAyNi0wMi0wOS0xNTIxMzEucG5n.webp)
В 2001 году в Комсомольске-на-Амуре произошло преступление, которое потрясло весь город и позже было квалифицировано как теракт. По своей жестокости оно напоминало самые темные эпизоды криминальных 1990-х — и даже на фоне той эпохи выглядело запредельно жестоким.
Паника, давка и пламя, от которого невозможно спастись
Вечером 22 февраля 2001 года в молодежном кафе «Чародейка» было многолюдно. В разгар отдыха в зал ворвалась группа молодых мужчин. Они начали бросать внутрь банки с зажигательной смесью. Одна взорвалась у центрального входа, другая — у запасного выхода, еще одну швырнули за бар, остальные полетели прямо в зал — к столикам и на танцпол.
Почти сразу началась паника. Как позже вспоминал 19-летний посетитель, получивший ожоги почти трети тела, у выхода образовалась страшная давка. По его словам, дверь, вероятно, кто-то удерживал снаружи. Ему с трудом удалось вытолкнуть девушку, а выбежав следом, он понял, что горят руки и лицо. Дальнейшее он помнил обрывками: кто-то сбил его с ног и сунул головой в сугроб. Очнулся он уже в больнице. Следствие подтвердило: один из нападавших действительно пытался перекрыть выход и покинул здание последним, запрыгнув в машину с сообщниками.
Пожарные смогли вывести из охваченного огнем кафе около ста человек. Экспертиза показала, что в составе горючей смеси, помимо бензина, находились мука и сахар — из-за этого пламя буквально прилипало к коже, и потушить его было крайне сложно. Четыре человека погибли сразу, еще четверо скончались позже в больницах. Более двадцати получили тяжелые ожоги, многие на всю жизнь остались инвалидами. Почти все пострадавшие были в возрасте от 15 до 25 лет. Среди погибших — 17-летняя девушка, пришедшая в кафе отметить день рождения.
Следствие против «Общака»: кто стоял за поджогом
Уже на следующий день возбудили уголовное дело по статье об убийстве двух и более лиц. К расследованию привлекли лучших оперативников краевого УВД, ФСБ и прокуратуры. Было допрошено около 350 свидетелей, а материалы дела заняли 47 томов.
Первым фигурантом стал Владимир Баженко. Его нашли повешенным рядом с гаражом — на следующий день после поджога. Следствие установило, что именно он блокировал выход из кафе и уходил последним. Баженко сам получил серьезные ожоги и нуждался в медицинской помощи, но обращение к врачам неминуемо привлекло бы внимание правоохранителей. По версии следствия, он либо добровольно ушел из жизни, не выдержав боли, либо был устранен сообщниками. Баженко входил в преступную группировку «Общак», и анализ его окружения позволил выйти на остальных участников.
В течение нескольких дней следователи восстановили всю картину произошедшего. В нападении участвовали Анатолий Гавриленко, Павел Ревтов, Владимир Баженко, Евгений Просветов и Станислав Мигаль. Баженко к тому моменту был мертв, остальных задержали. Трех местных жителей — ранее судимых за кражи и разбои членов «Общака» — 21-летнего Павла Ревтова, 37-летнего Анатолия Гавриленко и 24-летнего Евгения Просветова нашли в их квартирах буквально за двое суток. Задержание стало для них полной неожиданностью — сопротивления никто не оказал. Позже был пойман еще один участник поджога.
Версии, самоубийства и смерть заказчика в СИЗО
Заказчиком преступления оказался лидер «Общака» Евгений Васин, известный в криминальном мире под кличкой Джем. Причиной стало то, что владелец кафе — предприниматель и депутат городской думы Эдгард Зайцев — отказался платить криминальную «дань». Летом 2000 года Васин обсудил идею сжечь кафе с другими авторитетами группировки, после чего передал исполнение кассиру банды Андрею Макаренко. Тот и подобрал пятерых исполнителей. Зажигательную смесь готовил Гавриленко, он же находился за рулем автомобиля.
При этом «Общак» тщательно заботился о собственной репутации. Его лидеры старались выглядеть респектабельно и создавали видимость порядка. В начале 1990-х Васин даже организовал молодежный лагерь на острове Малайкин возле Комсомольска-на-Амуре, где подростков из неблагополучных семей почти легально обучали «боевой подготовке» и криминальным навыкам. Позже лагерь закрыли. Существовал и фонд «Сострадание», который формально занимался помощью заключенным. Сам Васин охотно общался с журналистами.
Массовая гибель посетителей кафе никак не вписывалась в этот образ. Члены группировки пытались переложить вину на конкурентов и распространяли версии о якобы случайном характере трагедии. Подобные трактовки появлялись и в прессе. В частности, утверждалось, что целью был не поджог с жертвами, а запугивание — якобы хотели повредить помещение, связанное с другим предприятием, но ситуация вышла из-под контроля. Макаренко в суде заявлял, что находился под воздействием психотропных веществ, а затем и вовсе утверждал, что поджог был инсценирован правоохранительными органами. Он доходил до абсурдных заявлений о «привезенных трупах». Все эти версии были опровергнуты экспертизами и материалами дела.
Попытки ликвидировать «Общак» предпринимались и раньше — проходили масштабные операции, изымалось оружие, задерживались рядовые участники. Однако до верхушки долгое время добраться не удавалось. Трагедия в «Чародейке» стала поворотным моментом и позволила задействовать старые разработки.
Васина задержали оперативно, но спустя несколько дней он внезапно умер в СИЗО. Официальной причиной назвали сердечный приступ. Версии о насильственной смерти официально отвергались, однако ходили слухи, что тяжело больному человеку просто не оказали своевременную помощь. Суд по делу начался в 2002 году. Обвиняемые отказались от признаний, заявляя о давлении со стороны следствия, но проверки не подтвердили этих слов. В итоге Андрея Макаренко, Евгения Просветова, Станислава Мигаля и Павла Ревтова приговорили к пожизненному заключению, Анатолия Гавриленко — к 20 годам колонии.
Приговоры, странные гибели и мрачное наследие «Чародейки»
Сразу после оглашения приговора Гавриленко нашли мертвым в одиночной камере — он повесился, оставив прощальную записку. Несколько других причастных к делу позже также погибли при странных обстоятельствах.
Похороны Васина прошли с невиданным размахом: в город съехались криминальные авторитеты со всей страны. Один из его давних соратников, вор в законе Цицка, умер прямо в самолете по дороге на похороны — по слухам, его могли отравить.
Поджог кафе «Чародейка» до сих пор считается одной из самых трагических и мрачных страниц в истории Комсомольска-на-Амуре.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8yL3NuaW1vay1la3JhbmEtMjAyNi0wMi0wOS0xNTI1NDgucG5n.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8yL3NuaW1vay1la3JhbmEtMjAyNi0wMi0wOS0xNTIxNTEucG5n.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8yL3NuaW1vay1la3JhbmEtMjAyNi0wMi0wOS0xNTE5NTUucG5n.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8yL3NuaW1vay1la3JhbmEtMjAyNi0wMi0wOS0xNTIwMjcucG5n.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8yL3NuaW1vay1la3JhbmEtMjAyNi0wMi0wOS0xNTI0MzQucG5n.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8yL3NuaW1vay1la3JhbmEtMjAyNi0wMi0wOS0xNTI0NDMucG5n.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8yL3NuaW1vay1la3JhbmEtMjAyNi0wMi0wOS0xNTI0NTEucG5n.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8yL3NuaW1vay1la3JhbmEtMjAyNi0wMi0wOS0xNTI1MjgucG5n.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8yL3NuaW1vay1la3JhbmEtMjAyNi0wMi0wOS0xNTI1MzYucG5n.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8yL3E1bHZ3N3N0cXlib2QtYW10ejVscWNleXp2NC1zZ3ZvdXQzb3U1enNhajdqYW5mZWQ2N3p6aDQtNjg2bWtyZ2F2ZGxoa3Vsbm9pNWt2bmhwZGVrdS04a2ouanBn.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8yLzlpbnAtYmxtLXlxYTF2My16c2ZybmhucDlmN3B3N3Q1Y2JwaHhseDU2NGF2aGNkbGNzNGZkZHBhcmZnM2IzMmsxZ3hkbWg4bWRvbXI2MXVvbnJ4dW8tb20uanBn.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8yL2U2MDJiMmJjMDhiYjExZjFhZDMzOWU5N2E5N2EzNGMzLTMuamZpZg.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi95eGowYXduc3p4bXZhdzFoejJ1dm1qYXluczh4bWM5bWR4am55d3d1YW5ibi0xLmpwZw.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDIxLzAyLzEyL3BlbDAxMzEzLmpwZw.webp)
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDE2LzEwLzMxL2ZvdG8tMy12aXRhbGlqLXZhdHVsaW4uanBn.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8yL2MwZDk0NzY3MGU1NDExZjE5NTU4YTJkOThmZmVjMTU1LTEuanBlZw.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8yL3Zfc2htMUNMQy5qcGVn.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8yL3YuanBlZw.webp)