КомсаNews
Главная·Дороги
Дороги

Штраф — не самое страшное. Что грозит за отсутствие зимней резины в 2025 году и какие шины лучше выбрать

Медиасток.рф
Фото – Медиасток.рф

Зима близко, а инспекторы ГАИ еще ближе. Есть те, кто не опасается за свою жизнь, но боится штрафов. А ведь за отсутствие зимней резины законом предусмотрено наказание. Мы собрали актуальную на 2025 год информацию о том, когда менять резину, как выбрать между шипами и «липучкой», на что смотреть в маркировке и каких производителей стоит рассматривать после ухода международных гигантов.

От своевременной «переобувки» зависит не только комфорт за рулем, но и безопасность на дороге — особенно в условиях российских зим.

Знаки отличия: как опознать зимнюю резину

Прежде чем выбирать между типами шин, важно убедиться, что резина вообще соответствует понятию «зимняя». Закон предъявляет к ним четкие требования. Для легковых автомобилей обязательной является маркировка «M+S» (или варианты «M&S», «M S»), а также графический символ — стилизованная снежинка на фоне трехгорного пика. Эта пиктограмма подтверждает, что шина прошла специальные испытания на зимних покрытиях.

Эксперты подчеркивают, что резиновая смесь зимних покрышек принципиально иная: она остается эластичной даже в сильные морозы, не «дубея» на льду. Специальный рисунок протектора с множеством ламелей (тонких прорезей) обеспечивает устойчивость на заснеженной или обледенелой дороге. Важно помнить, что минимально допустимая глубина протектора для зимних шин составляет 4 миллиметра, и они должны быть установлены на все четыре колеса.

Главный выбор: шипы или «липучка»?

Зимняя эксплуатация автомобиля в России предполагает использование одного из двух основных типов шин: шипованных или фрикционных, в народе — «липучек». Также на рынке присутствуют всесезонные модели, но специалисты единодушны: для регионов с суровыми и долгими зимами они не подходят. Их niche — южные области с мягким климатом, где снегопады редки.

  • Шипованные шины традиционно пользуются наибольшей популярностью в нашей стране. Их принцип действия прост: металлические шипы, выступающие примерно на 1,2 мм, буквально вгрызаются в лед и утрамбованный снег, обеспечивая превосходное сцепление. Распространенным минусом шипованной резины исторически был высокий уровень шума, однако производители активно работают над этой проблемой. Современные модели используют усовершенствованные составы резины и особое расположение шипов, что значительно снижает гул при движении по асфальту.
  • Фрикционные шины («липучки») не имеют металлических шипов. Их сцепные свойства обеспечиваются особо мягкой резиновой смесью и специфическим рисунком протектора, который «прилипает» к поверхности дороги, что и дало название этому типу покрышек. Существует два основных подвида: «скандинавский» — для суровых снежных зим, и «европейский» — для более мягких, мокрых зим. В российских условиях более востребован первый тип. Среди преимуществ «липучек» эксперты называют более низкий уровень шума по сравнению с шипованными моделями и отличную эффективность на очищенных городских улицах, обработанных реагентами. Современные модели premium-класса по своим сцепным свойствам на мокром асфальте и снежной каше практически не уступают шипам.

Итоговый совет звучит так: для города, где дороги регулярно чистят, можно смело выбирать качественные нешипованные шины. Для загородных поездок по проселочным дорогам с нестабильным покрытием традиционно надежнее считаются шипы, которые обеспечивают более короткий тормозной путь на льду и в условиях часто меняющейся погоды.

Азбука маркировки: размер, нагрузка и бренды

Определившись с типом шин, можно переходить к подбору конкретного экземпляра по техническим параметрам. Первым делом следует найти рекомендации производителя вашего автомобиля. Эти данные указаны в руководстве по эксплуатации, а также на специальных табличках — их можно обнаружить на стойке кузова, внутри бардачка, на лючке бензобака или под капотом.

Ключевой параметр —  типоразмер. Он выглядит как комбинация цифр и букв, например, 235/55 R19.

  • Первое число (235) обозначает ширину профиля шины в миллиметрах.
  • Второе число (55) — это высота профиля, но не в миллиметрах, а в процентах от ширины. Чтобы узнать точную высоту, нужно 235 мм умножить на 0,55.
  • Буква R указывает на радиальную конструкцию корда.
  • Последняя цифра (19) — это посадочный диаметр в дюймах.

Следом идут индексы  грузоподъемности  и  скорости. Для легковых автомобилей индекс нагрузки обычно варьируется от 62 (265 кг на колесо) до 125 (1650 кг на колесо). Рядом стоит буквенный индекс скорости; часто встречается литера R, что соответствует максимальной скорости 170 км/ч.

Что касается выбора производителя, то рынок после ухода ряда мировых брендов перестроился. Специалисты советуют с осторожностью относиться к малоизвестным китайским маркам, делая ставку на проверенных производителей. В числе лидеров по отзывам автовладельцев и экспертных оценок в 2025 году находятся российские бренды:

  • Cordiant — давно зарекомендовавший себя игрок.
  • КАМА — продукция с богатой историей.
  • Nordman (бренд волжского завода Ikon Tyres, который в 2025 году был переименован в Ikon Character).

Также стабильной популярностью продолжают пользоваться такие марки, как Pirelli, Bridgestone, Viatti и Yokohama.

Закон и порядок: штрафы и сроки замены

Несоблюдение правил использования зимней резины карается административным штрафом. Согласно части 1 статьи 12.5 КоАП РФ, вождение на шинах, не соответствующих сезону, с изношенным протектором (менее 4 мм для зимних моделей) влечет наказание в размере 500 рублей. Инспектор может выписать штраф, начиная с 1 декабря, если погодные условия требуют наличия зимней резины.

Законодательство четко регламентирует период обязательного использования зимних шин: декабрь, январь и февраль. В эти месяцы разрешена эксплуатация только зимних покрышек — как шипованных, так и нешипованных.

Однако главным ориентиром для водителя должна служить не календарная дата, а реальная температура за окном. Опытные автолюбители и специалисты рекомендуют производить замену, когда среднесуточная температура устойчиво опускается ниже отметки +5…+7 °C. В Сибири и на Дальнем Востоке этот период, естественно, длиннее, а в центральных регионах похолодание, требующее «переобувки», может наступить уже в начале ноября.

Хотя Минтранс традиционно предупреждает о приближении непогоды и необходимости сменить резину, полагаться только на официальные оповещения не стоит. Проявив инициативу и заранее подготовив автомобиль к зиме, вы обеспечите не только свою безопасность, но и избежите лишних хлопот и трат в разгар сезона.

Автор:
Как вам материал?
0
0
0
0
0
0
Loading...
loading